Previous Entry Поделиться Next Entry
(без темы)
ozarennij

Время, в которое мы живем, суетно, порой поток мутной  информации заслоняет важное. Чуть было не забыл, но потом вспомнил, что ровно сто лет назад умер Лев Толстой. Памятная дата способствует размышлениям.

Сто лет со дня смерти - это много. Столько событий успело произойти за эти сто лет! Это и революция 17 года, и  две мировые войны, которые не хуже Шивы сожгли дотла старые миры, затем холодная война, атомная бомба, Париж 68 года, раскрепостивший и изменивший  молодежь и весь мир, появление рок музыки, падения железного занавеса,  изобретение компьютера и появление интернета в повседневной жизни  Эти и многие другие события сильно изменили современного человека. Однако Толстой, маленький бородатый старичок из Ясной Поляны, все еще остается фигурой гигантского масштаба, которая интригует и поражает воображение и сейчас.

Толстой в  разные периоды жизни был разным, лично меня интересует поздний Толстой -  учитель жизни, отлученный от церкви  еретик, смутьян, анархист, крушащий и ломающий устои общества.
 
Таким Толстой был не всегда. До 1882 года Лев Николаевич был азартно живущим мирскими заботами человеком - гордящимся своим происхождением графом, храбрым офицером, гулякой, охотником, игроком, чуть позже знаменитым писателем, толковым помещиком, наконец,  главой большого семейства.  Лишь 1882 году, пережив духовный кризис, в результате которого ему, графу, отцу большого семейства, известному писателю, стало казаться, что его жизнь, которую он доселе вел, была дурна, неправильна, полна тщеты и бессмысленности, Толстой стал страстно искать выход из опутавших пут опостылевшей мирской жизни. Он стал внимательно перечитывать Евангелие, даже начал  учить древнегреческий язык, чтобы читать на языке первоисточника и интерпретировать перечитанное по своему, другие священные книги человечества, беседовать на религиозные темы с верующими и неверующими людьми. Вобрав в себя новый опыт и упрямо осмыслив все по своему, Толстой явил миру свое учение, которое позже назвали толстовством. Если упростить  учение Толстого, то суть его  такова - сам по себе человек, угождающий  своему личному "я", не в состоянии достичь полного счастья, потому что жить только для себя нельзя, полное счастье можно достигнуть лишь только живя для других. В общем и целом, Толстой не сказал ничего принципиально нового. В тех или иных вариациях об этом писали многие мыслители. Новаторство Толстого было в том, как он преподнес свою веру современникам. Мастер слова, Толстой вновь открыл для и оживил жанр религиозной исповеди. Вся просвещенная Россия читала  и обсуждала его "Исповедь", в которой Толстой каялся в своих грехах и заблуждениях и призывал покаяться других и искать путь к спасению. Чуть позже "Исповеди" вышел роман "Воскресение", в котором Толстой с страшной силой изобразил уродливую действительность жить в которой гнусно и  тошно. Роман про проститутку Катюшу Маслову  был подвергнут цензуре.
 
Толстой жил долго.  С 1828  по 1910.  В переломною эпоху. Видел многое. Во многих исторических событиях участвовал сам. Знал лучших людей своего века. В конце концов на склоне лет он стал символом века, этаким  мудрым филином, к которому приходили за советом. Приходили гимназисты, курсистки, кающееся дворяне, интеллигенты,сумасшедшие, революционеры, атеисты, верующее и, конечно же, писатели, которые оставили горы воспоминаний об  общении с Львом Николаевичем Толстым. В воспоминаниях  Горького или Розанова Толстой предстает недосягаемой духовной величиной, что интересно, лишенной своего обычного занудства. Прекрасным мудрым старцем с озорными огоньками в глазах.
 
Толстой со своим  учение, каким чудаковатым оно не казалось и что бы о нем не говорили глумливые скептики, все таки изменил мир. Толстой вдохновил Ганди, который впоследствии, использовав тактику ненасильственного сопротивления, вырвал Индию из львиных когтей Британской империи, потом эти идеи стали культивировать хиппи. В России, пожалуй, не было бы революции 1905 и октябрьской большевитской без влияние Толстого. Это во много он, Лев Николаевич, привил  передовой общественности России стойкую не любовь к власти, заострил социальные проблемы, объяснил, что сопротивление злу - духовная практика, ведущею к совершенству.
 
Конечно, есть в Толстом много отрицательного, например, его нудный морализм, общая тяжеловесность, сектантская упертость. Однако несмотря на это  фигура яснополянского старца все равно остается привлекательной.  Лев Толстой и теперь влияет на умы.


?

Log in